Сайт Ставрополя
 
  
Сообщения
Загрузка

Ставропольские школьники выбирают жизнь

+ Добавить объявление
На минувшей неделе в администрации Ставрополя под председательством заместителя главы администрации Юрия Шепелина прошло заседание антинаркотической комиссии.

В совещании приняли участие члены антинаркотической комиссии администрации города Ставрополя, представители Управления ФСКН РФ по СК, органов внутренних дел, районных администраций, общественности.

Основным на повестке заседания был вопрос о работе образовательных учреждений города по профилактике наркомании и другой зависимости от психоактивных веществ и пропаганде здорового образа жизни.

Валентина Савченко, доцент кафедры социальной работы Ставропольского Государственного университета, кандидат педагогических наук, выступила с итогами социологического исследования, показавшего необходимость профилактики распространения наркотиков среди учащихся образовательных учреждений.

Данный опрос показал, что в большей степени профилактическую работу среди учащейся молодежи осуществляют педагоги и родители. Регулярность проводимых ими бесед в два раза выше, чем у психологов и врачей.

Однако большинство родителей и педагогов проводят подобные беседы, опираясь на собственную интуицию, представления и зачастую не очень большие знания, в то время как именно врачи-наркологи и специально подготовленные психологи, имея особые знания и квалификацию, могут организовать более эффективную профилактическую работу.

Наиболее распространенными формами профилактики наркомании в учебных заведениях, по данным исследования, стали групповые занятия, наглядная агитация, распространение брошюр, листовок. Менее распространены встречи с бывшими наркоманами и индивидуальные беседы и занятия.

Валентина Савченко подчеркнула, что результаты профилактической работы среди детей и подростков в значительной степени зависят от политики учебного заведения.

Приоритетным направлением профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ является первичная воспитательно-образовательная профилактика, позволяющая охватить самый широкий круг несовершеннолетних и нацеленная, в первую очередь, на борьбу с предпосылками зависимого поведения.

Общеобразовательные учреждения являются одним из наиболее эффективных субъектов профилактической деятельности, что обусловлено их большим влиянием на формирование базовой культуры подрастающего поколения и становление полноценной личности в процессе его социализации, всеобщим охватом несовершеннолетних и длительностью воздействия, возможностью массового привлечения родителей учащихся. Кроме того, общеобразовательные учреждения обладают оптимальным потенциалом для осуществления первичной профилактики и как консолидирующее звено, центр сосредоточения профилактических усилий всех заинтересованных организаций и ведомств.

До настоящего времени, по словам В. Савченко, акцент в профилактике делался на методе запретов и наказаний. Но эта технология не учитывала социально-психологических и возрастных особенностей подростков. Современные подходы ориентируются на формирование таких установок и ориентации личности, при которых наркотики не являются ценностями.

В ходе выполнения профилактических программ учащимся должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами не только для самого наркомана, но и для общества. Необходима пропаганда здорового образа жизни, позволяющего на основе формирования жизненной оптимальной установки противосто¬ять желанию попробовать наркотик даже в стрессовой ситуации. Информация должна быть направленной, т.е. учитывающей пол, возраст, убеждения, присущие аудитории. Стратегия антинаркотического просвещения предусматривает участие в нем родителей и других взрослых людей, мнение которых для ребенка очень важно.

Наиболее удобным местом для превентивной работы является школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы профилактические программы включаются в учебный план. Учителей специально обучают методике проведения антинаркотических работ. Программы включают в себя методическое пособие для учителей, пособие для родителей, материалы по поддержанию и развитию работы после окончания общего обучающего курса. Такие программы и отдельные их модификации показали свою эффективность во всем мире.

О том, как реализуется одна из таких программ по первичной профилактике употребления ПАВ в современной школе, рассказала директор МОУ СОШ №64 города Ставрополя Виктория Ахматова.

В ставропольских школах, как отметила В. Ахматова, сложилась стабильная система профилактической работы с учащимися, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: учителя, психологи, социальные работники, школьные инспектора, школьные медицинские работники, родители, а также представители высших учебных заведений, учреждений культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, волонтеры, представители средств массовой информации.

Работа проводится как во время учебного процесса на уроках естествознания, ОБЖ, элективных и факультативных курсах, так и во внеурочное время.

В программы образовательных учреждений введены курсы по проблемам аддиктивного поведения, профилактики алкоголизма и наркомании.

Разрабатываются и внедряются инновационные педагогические технологии, направленные на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Проводятся конкурсы социальных проектов и детских творческих инициатив антинаркотической направленности: «Некурящий класс», «Школа – территория здоровья», «Я выбираю жизнь», Фестиваль здоровья, конкурсы слоганов, плакатов, форумы детских объединений и т.д.

Вместе с тем, существует ряд проблем:

* профилактика должна носить опережающий характер. Целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т. е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду наркоманий для ребенка становится реальным.
* проблема компетентности, необходимости целевой подготовки всех категорий специалистов, работающих с детьми и подростками;
* проблема усиления взаимодействия семьи, школы и различных заинтересованных структур и ведомств.

Как известно, в рамках реализации муниципальной целевой программы «НЕзависимость» на базе трех ставропольских школ (№7, №19 и №64) организована работа пилотных площадок по апробации Программы первичной профилактики употребления наркотических и других психоактивных веществ «Сделай свой выбор: выбери жизнь».

Программа разработана сотрудниками научно-образовательного центра «Инновации и исследования в социальной сфере» при Ставропольском государственном университете.

Центральная идея программы – создание единой системы первичной профилактики для образовательных учреждений города.

Директор школы №64 подвела промежуточные итоги реализации Программы «Сделай свой выбор: выбери жизнь». Она отметила, что значительно усилилась психологическая и социальная составляющая в ходе образовательного процесса. К проведению занятий подключены в равной степени учитель, психолог, социальный педагог, предусмотрено привлечение независимых экспертов (специалисты учреждений здравоохранения, правоохранительных органов, преподавателей вузов).

Во-вторых, педагогическая профилактика носит комплексный характер. Вопросы предупреждения курения, употребления детьми алкоголя, наркотиков, токсических веществ рассматриваются в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса. В активное обучение вовлечены все субъекты образовательного процесса.

Учителя также отмечают, что после проведения блока тренинговых занятий, помимо самораскрытия, осознания и формулирования личностных проблем, у учащихся возрастает уровень мотивации к обучению, что расширяет возможности учителя и учащегося, дает дополнительные возможности в работе с проблемой школьной дезадаптации, которая выражается, как правило, в снижении успеваемости, увеличении конфликтных ситуаций как в школе, так и в семье.

После проведения тренинговых занятий тревожность снизилась на 12%, агрессия - на 7%, закрытость – на 5%. И, как следствие, повысился уровень обученности.

Использование методик усиления личностных ресурсов школьников дает широкие перспективы для учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей и родителей.

Поэтому реализация Программы «Сделай свой выбор: выбери жизнь» будет не только продолжена, но и внедрена во всех школах города.