Сайт Ставрополя
 
  
Сообщения
Загрузка

В Пятигорске подвели финансовые итоги

+ Добавить объявление
В Пятигорске прошло расширенное заседание коллегии Министерства финансов Ставропольского края, посвященное подведению итогов работы за прошедший год и обсуждению планов на ближайшую перспективу. В мероприятии приняли участие Губернатор Валерий Гаевский, председатель комитета по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике Государственной Думы Ставропольского края Игорь Епринцев, руководитель управления Федеральной налоговой службы по краю Дмитрий Вольвач, руководитель территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Геннадий Кутепов, а также представители других государственных органов.

Глава края в своем приветственном выступлении поблагодарил финансистов за ударную работу, однако предостерег от попыток экстраполировать результаты минувшего, в целом благополучного в финансовом отношении года, на перспективы года наступившего.
- Мы живём уже в новой реальности, диктует которую мировой финансовый кризис, - подчеркнул Валерий Гаевский. - Поэтому я просил бы сегодня за общими цифрами видеть те тенденции, которые стали побеждать в конце 2008 года. Постараться дать оценку этим трендам, и сделать из них выводы.

Влияние мирового финансово-экономического кризиса заставило пересмотреть многие утвержденные ранее планы развития, реализацию многих масштабных идей пришлось отложить до лучших времен. В этих условиях от органов власти, а особенно от финансового ведомства, требуются неординарные шаги и новые методики, в том числе в поиске источников доходов. Валерий Гаевский привел в пример сегодняшнее заседание попечительского совета краевого госпиталя для ветеранов войн, по итогам которого краевой бюджет получает несколько десятков миллионов рублей на нужды учреждения.

Важной антикризисной финансовой мерой стало формирование бюджетной «подушки безопасности» на уровне края. Глава региона подчеркнул, что хоть эта работа и была начата фактически в последний момент, создание финансового запаса сыграло существенную позитивную роль. Это успех краевого Минфина, который необходимо развивать, – считает Губернатор. Другой важной заслугой ведомства стало заметное снижение недоимки по налогам и сборам, составившее в минувшем году более 300 миллионов рублей.
По мнению Валерия Гаевского, в изменившихся условиях Минфину требуется более интенсивно взаимодействовать с органами местного самоуправления, чтобы помочь снизить их финансовую зависимость от краевой и федеральной власти. В конечном итоге муниципалитеты должны научиться самостоятельно реализовывать налоговый потенциал своих территорий, и наращивать его.
Кроме того, Губернатор поручил краевому Минфину активизировать работу с органами власти федерального уровня. Последние увязывают финансовую поддержку с рядом требований, среди которых важное место занимает переход регионов на принцип бюджетирования, ориентированного на результат.

По словам Валерия Гаевского, на Ставрополье уже подготовлена нормативно-правовая база для реформирования бюджетного процесса. Однако сам главный финансовый документ края пока еще далек от того, чтобы взять на себя роль ключевого инструмента макроэкономического регулирования и стимулирования экономики, отведенную ему в Бюджетном послании Президента России. Потому соответствующие стратегические реформы необходимо продолжать даже на фоне неотложных антикризисных мер, предпринимаемых сегодня.

С основным докладом выступил глава ведомства Владимир Шаповалов. Как отмечено в докладе, Минфин выполнил задания по большинству запланированных на 2008 год показателям. Так, общий объем доходов консолидированного бюджета Ставропольского края составил 62,7 млрд. рублей, что на 1,4 млрд. рублей выше уточненных плановых назначений - по сравнению с прошлым годом прирост составил 32 процента. Удельный вес собственных доходных источников в структуре доходов консолидированного бюджета края составил 67,9 процента.

Исполнение плана поступления доходов в консолидированный бюджет края достигнуто по всем видам налогов, за исключением налога на имущество организаций (99,2 процента) и задолженности по отмененным налогам и сборам. В неналоговых доходах не выполнены задания по поступлению платы за негативное воздействие на окружающую среду (82,6 процента), а также по доходам от продажи материальных и нематериальных активов (62,5 процента). По словам Владимира Шаповалова, невыполнение указанных доходных источников обусловлено недостаточным контролем над поступлением указанных сборов со стороны администрирующих органов.

Достаточно успешно над наполнением бюджетов поработали и местные власти. Из 330 муниципальных образований края 306 выполнили плановые назначения по доходам.

Важным для жителей края стало сохранение социальной направленности бюджета в минувшем году. Удельный вес средств, использованных на расходы социального характера составил 57,4 процента, при этом в абсолютном исчислении сумма расходов по соответствующим статьям увеличилась на 7,3 млрд. рублей, или на 26,1 процента.

Однако ухудшающаяся в результате влияния мирового кризиса экономическая ситуация на Ставрополье может всерьез осложнить работу финансистов. И если первая волна кризиса, затронувшая в основном предприятия машиностроительной отрасли, ввиду их небольшого удельного веса в ВРП не отразилась сколько-нибудь существенно на поступлении доходов в бюджет, то вторая может оказаться заметно более разрушительной.

Владимир Шаповалов предложил набор финансовых мер для амортизации последствий кризиса. Значительная их часть должна быть предпринята на муниципальном уровне. Так, главам городов и поселков следует реально оценить ожидаемое поступление налогов в свои бюджеты и в случае необходимости скорректировать их в сторону уменьшения. Кроме того, требуется рационально использовать имеющиеся остатки бюджетных средств. Министр особо отметил то, что Правительство края, секвестрируя бюджет на 2009 год, ни на копейку не уменьшило объемы финансовой помощи местному самоуправлению. В свою очередь, мэрам стоит продемонстрировать трезвый и адекватный подход к расходованию средств, не допуская с одной стороны, бесконтрольного их разбазаривания, с другой – недофинансирования или задержек по социально-значимым статьям.