За последние два года краевой центр лишился 7 троллейбусных маршрутов. Сначала отменили 12-й, затем один за другим перестали ходить «тройка», «пятерка», «десятка» и «четверка». Теперь же Ставрополь рискует и вовсе остаться без троллейбусов. Причина проста - нежелание городской власти брать на себя ответственность за убыточное предприятие.
Напомним, что в феврале прошлого года предприятие признали банкротом и продали с молотка. Бывший МУП выкупило ООО «Ставлайн». Чиновники перекрестились: долги списаны, а проблемы пусть новый хозяин расхлебывает.
Но не тут-то было. Акционер рассчитывал получать прибыль, а наткнулся на колоссальные убытки. Плата за электроэнергию росла не по дням, а по часам, а вместе с ней и долги предприятия. Тариф на проезд, установленный региональной тарифной комиссией, затраты не оправдывал. Предприятие стало терять до 3 млн. рублей в месяц. За год акционер поменял нескольких директоров. Не помогло.
В итоге к концу января долг транспортников перед энергетиками составил 11,5 млн. рублей! Это не считая задолженностей перед налоговой инспекцией, Пенсионным фондом и коммунальщиками.
Тем временем лопнуло терпение руководства ОАО «Ставропольэнергосбыт». За долги они решили отключить энергоснабжение троллейбусному предприятию.
- Скорее всего, придется приостанавить работу, другого выхода нет, - сетует директор троллейбусного предприятия Сергей КОБЗАРЬ. - Разница между нашим предприятием и любой другой коммерческой организацией в том, что мы закупаем электроэнергию по рыночным ценам, а тариф на перевозки нам устанавливает тарифная комиссия. Весь год мы работали с убытками. Получали прибыль порядка 8 миллионов, 6 из которых уходили на выплату зарплаты. Остальная сумма - на коммунальные платежи. Уже забыли, когда в последний раз ремонтировали троллейбусы.
Осенью транспортники добились повышения тарифа до 8 рублей. Рассчитывали, что с нового года начнут получать прибыль и расплатятся с долгами. Вмешался пресловутый кризис. На 51% подорожала электроэнергия, а количество пассажиров сократилось до 20%. Сейчас по подсчетам специалистов себестоимость тарифа составляет не менее 13 рублей.
- Куда мы только не обращались за помощью, - продолжает Сергей Кобзарь. - Складывается впечатление, что мы никому не нужны. В других городах троллейбусные предприятия любой формы собственности дотируются из местных бюджетов. А наши чиновники только руками разводят - в казне денег нет. Даже если сейчас мы погасим всю задолженность, месяца через два вновь придем к долгам.
К этой общегородской проблеме местные власти вновь остались глухи и немы. Позавчера энергетики и транспортники собрали пресс-конференцию в надежде найти хоть какой-то компромисс. Но ставропольские чиновники мероприятие своим присутствием не почтили. Сослались на то, что город не имеет отношения к конфликту двух хозяйствующих субъектов!
А энергетики, надо сказать, банкротить троллейбусное предприятие не хотят. Руководители «Ставропольэнергосбыта» сами не раз обращались к Николаю Пальцеву и его замам, просили оказать помощь транспортникам. Но общаться на эту тему чиновники отказываются. Ссылаются на то, что муниципальное предприятие продали предыдущие власти. Те, что сейчас под следствием. А с нас, мол, взятки гладки.
И все же у транспортников выход есть. Они просят пересмотреть тариф на проезд в пользу увеличения, хотя бы небольших дотаций от мэрии и сокращения числа маршрутных такси, отбирающих у них хлеб. Но по устоявшейся ставропольской традиции, их просьбы остаются без ответа...
…Сегодня утром троллейбусы должны были отработать только утренний час-пик. В 10 утра энергетики пообещали дернуть за рубильник.
Однако администрация города все же вмешалась. Руководитель комитета городского хозяйства Евгений Николаев обратился к энергетикам с просьбой продлить подачу электроэнергии до 20 февраля. Дескать, до этого времени что-нибудь придумают.
Так что еще 14 дней ставропольцы смогут пользоваться троллейбусами. А вот что будет дальше?..
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Вопрос о приостановке работы троллейбусного предприятия возник с начала этого года. Но при этом городской центр занятости регулярно получает вакансии от транспортников. На прошлой неделе они дали заявку о приеме на работу 30 водителей троллейбусов. Зарплату убыточное предприятие предлагает неплохую - от 10 до 15 тысяч рублей.
Но чем Сергей Кобзарь будет платить новым работникам, непонятно.
На вопрос: «Зачем вы даете объявления?» директор отвечает уклончиво:
- У нас нет желания остановить предприятие, и мы надеемся, что ситуация исправится.
- Но ваше желание идет вразрез с реальностью…
- А у нас в России всегда так. |