В администрации города Ставрополя состоялось заседание санитарно-противоэпидемической комиссии, члены которой рассмотрели целый ряд актуальных вопросов.
Первой перед собравшимися выступила заместитель начальника отдела эпиднадзора Управления Роспотребнадзора по СК Маргарита Латыпова. Она рассказала об усилении мероприятий по профилактике острых кишечных инфекций. Дело в том, что эпидемиологическая обстановка в городе по острым кишечным инфекциям и вирусному гепатиту А остается напряженной. Как показал анализ, группой риска по заболеваемости кишечными инфекциями являются дети: на их долю приходится более 60 % от всех зарегистрированных случаев. Опасение вызывает и то, что сложившаяся ситуация при несоблюдении санитарных норм и правил может привести к заносу возбудителей инфекции в детские организованные коллективы и их распространению.
В связи с этим комиссия приняла ряд решений в целях принятия неотложных мер по улучшению эпидситуации: строго следить за дислокацией предприятий мелкорозничной торговли и выполнением ими требований санитарного законодательства, проводить систематическое наблюдение за качеством и безопасностью пищевых продуктов, поставляемых для питания детей в учреждения дошкольного и школьного образования, создать необходимые условия для обеспечения в этих учреждениях питьевого режима и ряд других мер. Кроме того, рассматривается возможность выделения из городского бюджета финансовых средств на закупку вакцины против вирусного гепатита А для проведения иммунизации детей при регистрации инфекции в организованных коллективах, а с 2009 года для иммунизации детей младшего школьного возраста.
Вслед за этим начальник отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по СК Людмила Булина доложила об итогах проверки предприятий мелкорозничной торговли в Ставрополе, которые составляют четвертую часть всех действующих предприятий продовольственной торговли. Помимо этого, ежегодно в краевом центре окрывается более 200 сезонных предприятий общественного питания, типа «летнее кафе», около 100 точек по реализации кваса и напитков в розлив, около 80 точек по реализации бахчевых, овощей и фруктов. К сожалению, не все эксплуатируемые объекты отвечают требованиям санитарных норм и правил. В ходе проведенной проверки был выявлен целый ряд нарушений, основные из которых: реализация продуктов с истекшим сроком годности, хранение с нарушением принципа товарного соседства, температурного режима, несоответствие ассортимента продуктов виду и типу предприятия (ассортимент в киосках и павильонах не уступает магазинам), отсутствие производственного контроля, несвоевременное прохождение персоналом магазина медицинского осмотра и гигиенического обучения, отсутствие специальной санитарной одежды установленного образца.
Кроме того, деятельность сезонных предприятий общественного питания вызывает многочисленные жалобы населения на шум при использовании музыкального сопровождения и задымленность атмосферного воздуха при изготовлении шашлыков на древесине (парк Победы, Центральный парк). Замеры уровней шума, источником которого является работа летних предприятий общественного питания, подтверждает обоснованность этих жалоб.
По результатам проведенных надзорных мероприятий к административной ответственности в виде штрафов (на общую сумму 470 тысяч рублей) были привлечены 187 должностных лиц, 47 материалов переданы в судебные органы для решения вопроса о приостановлении деятельности, по 20 объектам приняты решения, остальные материалы находятся на рассмотрении.
Актуальной остается и проблема несанкционированной торговли скоропортящимися продуктами, в том числе домашнего изготовления. На улицах Ставрополя, особенно в жилых кварталах, продолжается реализация мяса, яиц, молочных продуктов, живой и вяленой рыбы, на рынках – консервов, выпечки, кондитерских изделий домашнего изготовления, лекарственных трав.
В целях принятия неотложных мер по улучшению санитарно-технического состояния предприятий мелкорозничной торговли санитарно-противоэпидемическая комиссия решила усилить контроль за соблюдением этими предприятиями санитарных норм и правил, запретить использование музыкального сопровождения после 23 часов, пресекать несанкционированную торговлю пищевыми продуктами и реализацию на рынках и улицах города продуктов домашнего изготовления. Рекомендовать предприятиям, расположенным в зоне жилой застройки, парках, зонах отдыха, при приготовлении блюд на мангалах, решетках, в том числе шашлыков, использовать электромангалы или древесный уголь промышленного производства, а также не допускать выделения земельных участков для размещения предприятий торговли и общественного питания при отсутствии возможности обеспечения объекта водоснабжением и канализацией, в непосредственной близости со стационарными магазинами, на «красной линии» и при отсутствии подъездных путей, разработать ассортиментный перечень продукции в предприятиях мелкой розницы и сезонных предприятиях общественного питания в соответствии с видом, типом и профилем предприятия.
Собравшиеся обсудили также итоги летней оздоровительной кампании и вопрос подготовки к эпидсезону гриппа и ОРВИ в Ставрополе. На грипп и ОРВИ приходится до 90 % из суммы всей инфекционной заболеваемости. В эпидсезон 2008 года уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ в краевом центре был самым низким за последние годы. Показатели заболеваемости гриппом были ниже краевых в 2,5 раза, российских – в 28 раз. В результате проведенной профилактической работы по специфической и неспецифической профилактике получен значительный эффект в снижении заболеваемости, не зарегистрировано летальных исходов от гриппа.
В связи с возникшими трудностями по закупке противогриппозных вакцин за счет средств федерального бюджета в текущем году в край поступит только 65 % вакцины от заявленного объема. В результате сократится и объем вакцины, выделяемой для иммунизации подлежащих контингентов города Ставрополя. По разнарядке Министерства здравоохранения Ставропольского края предпочтение будет отдано наиболее уязвимым группам риска: детские коллективы, медицинские работники, лица старше 60 лет. Городу планируется выделить 50 тысяч доз вакцины, что позволит привить только 14 % населения. Это не может оказать сдерживающего влияния на развитие эпидемии, так как необходимый профилактический эффект достигается только при иммунизации 20 % населения, тогда формируется достаточная иммунная прослойка. Необходимо провести большую организационную работу с руководителями предприятий по закупке вакцин для других групп населения. Администрация города, в свою очередь, рассматривает возможность выделения из городского бюджета финансовых средств на закупку противогриппозных вакцин для иммунизации групп риска и средств неспецифической профилактики, готовит лечебно-профилактические учреждения к приему и обслуживанию больных гриппом и ОРВИ. Руководителям организаций всех форм собственности комиссия рекомендовала также позаботиться о выделении ассигнований на закупку противогриппозных вакцин для иммунизации сотрудников.
Все эти меры призваны максимально оградить жителей Ставрополя от возможности заражения инфекционными и вирусными заболеваниями. Но сами горожане должны понимать, что их здоровье во многом зависит и от них самих, и принимать все необходимые меры профилактики.