Сайт Ставрополя
 
  
Сообщения
Загрузка

Положение женщин на Кавказе (Н.И. Березин)

+ Добавить объявление
Военные доблести и рыцарство нисколько не ме­шали, скорее даже способствовали самому унизитель­ному положению женщин. Насколько радостно встре­чалось рождение мальчика, будущего джигита и про­должателя рода, настолько же равнодушно относились к появлению на свет девочки. Самое большее, что можно было ожидать от нее в будущем — это получить «калым», т. е. плату за девушку-невесту, так как брак представлял у всех горцев своего рода куплю. Так как вся тяжесть домашних работ лежала на жен­щинах, то естественно, что каждая семья, каждый род ценил своих женщин главнейше, как работниц. Если кто брал девушку замуж, он лишал семью работницы, а потому должен был внести за нее соответствующую сумму, которая исчислялась прежде скотом.

Как ни просто хозяйство горцев, но и оно нуж­дается во множестве предметов: убранство дома, при­готовление пищи, уход за домашней скотиной в хлеву, изготовление одежды, обуви, уход и воспитание за маленькими детьми, стирка, доставка воды — все это предоставлялось женщинам, и ко всем работам их над­лежало приучить с детства. Работы эти разделяли с ними слуги и рабы. Так как прежде рабов и рабынь доставляли набеги, то женщин мало ценили даже как работниц. Девушек охотно продавали в Турцию, так что на Кавказском берегу торговля черкесскими де­вушками имела вид всякой другой правильной тор­говли. Сами девушки охотно шли в неволю. Из рассказов они знали, что жить в турецком гареме им бу­дет не только не хуже, но, пожалуй, лучше, чем дома, где за короткой и безрадостной юностью потянется жизнь, исполненная тяжелой работы, снисходительного презрения и отлучения от всего близкого и дорогого: муж вечно с приятелями или в отлучке, дети, именно мальчики, отданы на воспитание в чужие руки.

Кроме купли существовал еще обычай увоза не­весты. В древние времена все воровали себе жен, так как обычай запрещал брать жену из своего рода. Это тоже давало повод к разным ссорам и счетам между родами и племенами. Даже теперь, когда жену при­обретают в обмен на калым, свадьба празднуется так, как если бы жених „выкрадывал* невесту — с притвор­ным преследованием, пальбой, примирением и т. п. Одно, о чем всегда заботились, это чтобы не выдать дочь за человека низкого происхождения, не унизить семью подобным родством.

Березин Н.И. Кавказ — Петроград, 1919