Сайт Ставрополя
 
  
Сообщения
Загрузка

Борьба Кавказа (Н.И. Березин)

+ Добавить объявление
Вот в этих-то глухих аулах Кавказа, в Дагестане и Чечне, возникло религиозное движение, пламе­нем которого эти бедные горцы много лет воодушев­ляли себя на борьбу с надвигавшимся владычеством России. Как ни голодно, как ни опасно от взаимных дрязг жилось им в родных горах, но когда появился господин, который начал мешать им жить по своему, по обычаям отцов, необузданный дух племен не мог примириться с подобной участью. Управители Кавказа и подчиненные им генералы смотрели на горцев, как на дикарей, с которыми нечего было церемониться.

Хотя набеги и разбои горцев были тягостны, но надо сказать правду — набеги казаков на горцев, экспедиции войск в горы тоже доставляли добычу и награды. Трудно сказать, кто кого больше обижал, несомненно только, что казаки очень часто занимались грабежом вместе с кунаками горцами и у своих и у чужих, а добычу де­лили пополам. К горцам не применяли общих законов с ними расправлялись просто. „В случае воровства каждое селение обязано выдать вора, а если он спря­тался, то его семейство. Но если жители дадут сред­ство к побегу всему семейству вора, то целое селение предается огню"... „Если окажется, . что жители бес­препятственно пропустили хищников и не защищались, то деревня истребляется, жен и детей вырезывают"... От пограничных племен постоянно требовали заложников, молодых людей из влиятельных семейств. При малей­шем случае, заложников вешали или ссылали в Сибирь. О том, чтобы познакомиться с обычаями горцев и за­мирить их, применяясь к укладу их жизни, к поня­тиям и верованиям, не было, конечно, и речи.

Из описаний очевидцев хорошо известно также, что экспедициями для наказания хищников горцев нередко пользовались, чтобы получить отличия, выслужиться 2). Испытывая стеснения, несправедливости и наказа­ния, горцы свирепели. Страшные слухи и вести о том, что всех возьмут в солдаты, крестят и т. п. легко рас­пространялись среди них. Неудивительно, что при таких условиях в Дагестане, как огонь по сухим кус­тарникам, быстро стало распространяться учение мю­ридизма, занесенное сюда из далекой Бохары.

Мюрид-это член как бы монашеского ордена, обя­занный полным повиновением своим духовным руководителем. Мюрид, днем ли, ночью ли, должен быть занят служением Господу; он должен стараться за­менить свои дурные наклонности хорошими, обращаться всеми помыслами к Богу, отказаться от всего, что соб­лазняет человека, освободить себя от подчинения те­лесным потребностям, кроме самых необходимых, дол­жен поставлять себя ниже всякой божьей твари, так чтобы самый сильнейший вельможа, самый несчастный сирота казались ему совершенно равными. Мюрид обя­зывается привязать сердце к одному из истинных шей­хов, который провел большую часть своей жизни в унижении тела.

Березин Н.И. Кавказ — Петроград, 1919