Сайт Ставрополя
 
  
Сообщения
Загрузка

Религиозное движение Мюрид (Н.И. Березин)

+ Добавить объявление
Когда среди жителей Дагестана широко распро­странилось это религиозное учение, стало возможным проповедовать „хазават", Дагестан заволновался. Но первые восстания не имели большого успеха, пока во главе движения не стал лезгин из аварского пле­мени по имени Шамиль. „Шамиль был человек ученый, набожный, проницательный, храбрый, мужественный, решительный и в то же время хороший наездник, стре­лок, пловец, борец, бегун, одним словом — никто ни в чем не мог состязаться с ним", так описывает этого замечательного человека его сподвижник. И это совер­шенная правда.

Шамиль не только сумел воодушевить горцев на борьбу, он организовал их для нее. Он уст­роил правильный сбор налогов, ставил управителей (наибов; и судей, завел армию, даже снабжал отряды пушками. В течение 27 лет, от 1832 г. до 1859 г. луч­шие русские генералы и лучшие войска ничего не могли поделать с Шамилем. Вскоре он оказался не только властелином восточного Кавказа, но поднял горцев западного Кавказа, и не раз русские войска неосторожно углубившись в горы, терпели настоящие поражения. Но в конце концов силы горцев были ис­черпаны. Одно племя за другим, в жажде покоя, из­меняло знаменитому имаму, тем более, что русские власти, испытав, что значит война в горах, стали дей­ствовать на горцев более мирными средствами.

В 1859 г. Шамиль, отступая с горстью верных мю­ридов все глубже в горы, заперся в ауле Гуниб в се­редине Дагестана, но окруженный русскими войсками должен был сдаться. Долго еще волновались отдель­ные племена, особенно в западном Кавказе, но когда, дабы усмирить горцев навсегда, их стали выселять из гор в равнину, большинство решило лучше уйти совсем, чем покориться. Сотни тысяч черкесов и аб­хазцев ушли с семьями в единоверную им Турцию, остальные переселились и примирились со своей уча­стью. Теперь охотник, блуждая в горных лесах Западного Кавказа, часто натыкается на заросшие диким бурья­ном покинутые черкесские сады. Старики еще пом­нят места, где когда-то стояли их родные аулы, и с грустью указывают их, вспоминая невозвратное прошлое.

Березин Н.И. Кавказ — Петроград, 1919